3. Проектирование антикоррозионной защитной окраски

Опубликовано user01 - вт, 01/10/2017 - 15:13

 

Факторы, способствующие получению хорошего антикоррозионного покрытия

Только правильное проектирование обеспечит решение по защите от коррозии, которое будет как технически оптимальным, так и экономически обоснованным. Вся технологическая цепочка, связанная с конструкцией, от необработанного материала до отделанной конструкции, готовой к применению, должна быть учтена на стадии проектирования. Поэтому защиту от коррозии необходимо учитывать с самого начала проектирования новой конструкции. 

В издаваемую спецификацию на защиту от коррозии необходимо включать информацию по всем параметрам, влияющим на срок службы покрытия, такую как:
- расчетный срок службы и эксплуатации конструкции;
- коррозионные параметры среды и особые коррозионные напряжения конструкции;
- конструкция и форма;
- очистка поверхности и подготовка поверхности;
- лакокрасочные материалы;
- участок, время и условия для выполнения покрасочных работ;
- контроль покрасочных работ;
- требования по будущему обслуживанию.

Основываясь на спецификации по защите от коррозии, заказчик может выпустить спецификацию системы окраски. Спецификация системы окраски является основой для спецификации покрасочных работ, которая описывает, как достичь запроектированного срока службы антикоррозионного защитного покрытия.

Составителю спецификации системы окраски и спецификации покрасочных работ большую помощь оказывают стандарты на защиту от коррозии. Применение стандартов позволяет недвусмысленно определить коррозионную категорию среды, состояние стальной поверхности до окраски, степень качества подготовки, покрасочные работы, контроль покрасочных работ и т.д. ISO 12944-8 предоставляет собой руководство по проектированию покрасочных работ и составлению спецификации системы окраски.

Учет необходимости окраски при проектировании стальных конструкций

ISO 12944 дает рекомендации проектировщикам стальных конструкций указания, как учесть требования и ограничения по защите от коррозии при проектировании конструкций.

Защита от коррозии начинается с выбора подходящих элементов конструкции и определения размеров для предотвращения коррозии. Вид и расположение конструкции являются определяющими параметрами, влияющими на выполнение, контроль и обслуживание антикоррозионного защитного покрытия, а также его срок службы и срок эксплуатации.

При проектировании, с точки зрения внешнего вида конструкции, предпочтение следует отдавать профилям, способствующим коррозионной стойкости. Поверхности, на которые следует нанести лакокрасочный слой, по возможности, должны быть ровными и гладкими, лишенными острых кромок, которые затрудняют нанесение краски. Расположение элементов должно позволять содержать конструкцию в чистом и сухом состоянии, обеспечивая свободное стекание с поверхности дождя, брызг и конденсационной влаги.

Сварные соединения следует проектировать так, чтобы устранять возможность образования щелей и ловушек между компонентами, где нельзя нанести покрытие. Необходимо избегать прерывистых сварных швов. В отличие от прерывистых сварных швов, сплошные сварные швы не образуют щелей или ловушек в конструкции, где трудно произвести окрашивание.

Клепаные соединения плохо подходят для конструкции, которую необходимо защитить с помощью систем защитной окраски.

Все части стальной поверхности должны быть расположены таким образом, чтобы обеспечить доступ для подготовки поверхности, нанесения, контроля и работы по обслуживанию (ISO 12944-3 Приложение A). Перед поверхностью, на которую будет наноситься покрытие, необходимо предусмотреть достаточно свободного пространства для оборудования, используемого при подготовке и нанесении. Поверхности, подверженные коррозии, и на которые нельзя нанести покрытие непосредственно после сборки, должны быть покрыты лакокрасочным слоем заранее или изготовлены из коррозионноустойчивого материала.

Рис. 3.1. Слева представлен пример конструкций, не пригодных для антикоррозионной защитной окраски. Справа – пример пригодных  решений (ISO 12944-3)
Рис. 3.1. Слева представлен пример конструкций, не пригодных для антикоррозионной защитной окраски. Справа – пример пригодных решений (ISO 12944-3)

 

Рис. 3.2. С точки зрения окрашивания, скругленные углы и кромки являются идеальными, так как обеспечивают равномерную толщину по- крытия (ISO 12944-3). Необходимо избегать острых углов
Рис. 3.2. С точки зрения окрашивания, скругленные углы и кромки являются идеальными, так как обеспечивают равномерную толщину по- крытия (ISO 12944-3). Необходимо избегать острых углов

 

Определение места выполнения окрасочных работ

Определение места для нанесения зависит от системы окраски и объекта нанесения покрытия. Термин «окраска в цеху», или промышленная окраска, относится к нанесению, выполняемому в цеху или на соседней промышленной линии по окраске. Термин «нанесение в полевых условиях», или нанесение на объекте, относится к окраске, выполняемой, например, на месте монтажа, эксплуатации.

Работа по обслуживанию покрытия на старых конструкциях почти во всех случаях выполняется с применением метода «нанесение в полевых условиях».

Там, где возможно, антикоррозионную защитную окраску необходимо выполнять полностью в промышленных условиях. При нанесении в цеху можно оптимизировать условия для выполнения антикоррозионной защитной окраски и использовать системы окраски и методы нанесения, идеально подходящие для объекта.

Нанесение в полевых условиях, выполняемое на месте сборки или в месте расположения конструкции, усложнено и ограничивает выбор доступных систем окраски. Исходя из этих соображений, монтаж и сборку конструкции следует проектировать так, чтобы по крайней мере форма или размер объекта не препятствовали применению промышленного окрашивания для поверхности, подлежащей подготовке и нанесению грунтовки.